Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предоставление таможенных услуг в современных условиях развития таможенной службы осуществляется в условиях поступательного увеличения внешнеторгового оборота, при этом сокращается штатная численность сотрудников таможенных органов, вследствие чего уменьшается допустимое время совершения таможенных операций, что влечет за собой снижение качества и эффективности контроля. Оценка качества таможенной услуги производится государством с точки зрения обеспечения национальной безопасности государства и участников ВЭД, а также с точки зрения удовлетворения потребностей участников ВЭД в сокращении издержек, которые они несут при совершении таможенных операций и прохождении таможенных формальностей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что любой бизнес требует системного подхода. Тем более бизнес, связанный с импортом товаров. Планируя экспортно-импортные операции, необходимо учитывать неизбежную для них процедуру – таможенное декларирование товаров.
Эта процедура представляет собой оформление различных документов, необходимых для максимально быстрого прохождения таможни без ненужных проволочек, увеличивающих сроки поставки товара.
Как правило, декларационные документы оформляет аккредитованный таможенный представитель. Компании-импортеры предпочитают не брать на себя хлопоты, связанные с такой процедурой, как таможенное декларирование грузов. Такая работа требует большого опыта и высокой квалификации. Держать специалиста такого уровня в штате невыгодно для торговых компаний. Увеличение экспортно-импортных операций, а также увеличение сегмента рынка, который занимают таможенные представители, определяют актуальность работы.
Цель – выявить особенности оценки качества таможенных услуг, предоставляемых участнику ВЭД. Задачи:
провести теоретическое исследование основ качества таможенных услуг, предоставляемых участнику ВЭД;
изучить участников ВЭД во внешней торговле РФ;
исследовать таможенные услуги и методы оценки их качества;
провести анализ качества услуг, предоставляемых участнику ВЭД таможенным брокером ООО «Балтийское таможенное агентство»;
исследовать номенклатура и объём оказываемых услуг и производимых операций ООО «Балтийское таможенное агентство»;
провести анализ и оценка качества оказания таможенных услуг при таможенном оформлении в ООО «Балтийское таможенное агентство».
Объект ООО «Балтийское таможенное агентство». Предмет оценка качества таможенных услуг, предоставляемых участнику ВЭД.
1. Теоретические основы качества таможенных услуг, предоставляемых участнику ВЭД
1.1 Участники ВЭД во внешней торговле РФ
Внешнеэкономическая деятельность предприятий – это сфера хозяйственной деятельности, которая связана с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, а также выходом предприятия на внешний рынок.
До последнего времени в нашей стране велась больше внешнеторговая деятельность, в отличие от внешнеэкономической, не связанная с технико-экономическим и научно-техническим сотрудничеством. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия появилось в России только в 1987 г., вследствие осуществления внешнеэкономических реформ.
На уровне государства ВЭД направлена на установление основ межгосударственного сотрудничества, создание политических, торговых и правовых механизмов, которые способствуют стимулированию развития и повышения эффективности внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая политика государства, проводимая в рациональном ключе, способна привести к росту концентрации производства и эффективности капитальных вложений, ускорению научно-технического прогресса, увеличению национального дохода.
По данным Банка России внешнеторговый оборот Российской Федерации составил в 2020 г. 571,5 млрд. дол. США (что составляет 84,7% к 2019г.). Экспорт составил 331,7 млрд. дол. (произошло снижение на 21% по сравнению с 2019 г.). Импорт – 239,7 млрд. дол. (что на 5,8% меньше, чем в предыдущем периоде). Сальдо торгового баланса было положительным – 92,0 млрд. дол. США (в 2019г. – 1653 млрд. дол.).
ВЭД также существует на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Здесь ВЭД ориентирована на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Большинство предприятий в Российской Федерации занимается внешнеэкономической деятельностью.
Развитие ВЭД, особенно в условиях цифровой трансформации, способствует использованию предприятием преимуществ международной кооперации производства, а также свободному принятию решений для осуществления своих производственных задач.
Для российских организаций характерны следующие задачи:
- свобода выбора производственных ресурсов с возможностью опоры на возможности международного рынка;
- свободный выбор форм и направлений реализации продукции, которая была произведена с максимальной прибыльностью;
- свободный выбор производственного партнера по кооперации, который отвечает экономическим интересам организации в наибольшей степени;
- свободный выбор возможностей и направлений укрепления экспортного потенциала, улучшения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции.
Предприятие в результате включения в международную кооперацию производства, становится участником международного воспроизводственного процесса как единой целостной системы.
Отдельные элементы воспроизводственного процесса находятся в тесной взаимосвязи и зависимости, что является основой их экономической стабильности.
Организация вправе осуществлять любые виды ВЭД, при условии, что они не запрещены законодательством и отвечают условиям, которые предусмотрены в уставе.
Все организации, которые являются производителями конкурентоспособной продукции, имеют право осуществлять экспортно-импортные операции.
Следовательно, в их хозяйственной деятельности внешнеторговая деятельность может сыграть существенную роль. Предприятия на внешний рынок могут выходить как самостоятельно, так и через посреднические внешнеторговые организации.
Основным критерием для выбора способа выхода на международную арену является минимизация расходов на осуществление ВЭД.
Помимо этого, организации следует располагать информацией о правовых, валютных, финансовых аспектах выхода на мировой рынок, его конъюнктуре, системе цен и ценообразования, и определять эффективность осуществления экспортноимпортных операций. ВЭД базируется на контракте.
В Российском законодательстве прописывается обязательная письменная форма внешнеэкономического контракта. Заключение сделки может сопровождаться составлением и подписанием одного документа или обменом письмами, телеграммами.
Во внешнеэкономическом контракте предусмотрено несколько разделов, которые расположены в определенной последовательности. Причем в каждом контракте должны быть определенные юридические атрибуты, при отсутствии которых контракт теряет свою правовую силу.
Неотъемлемым атрибутом внешнеэкономического контракта является указание полного официального наименования сторон и их юридических адресов, полного имени и фамилии лица, которое представляет предприятие, его должности, а также указание документа, подтверждающего представительство. В международной торговле выделяется четыре основных вида внешнеторговых операций:
- экспортная операция – предполагает продажу товара иностранно стороне с вывозом за пределы страны;
- импортная операция – предполагает приобретение товара у иностранной стороны с ввозом его в страну;
- реэкспортная операция – предполагает продажу с вывозом за пределы страны товара, который был ранее импортирован, но не подвергся переработке;
- реимпортная операция – предполагает приобретение с ввозом из-за границы товара, который был ранее экспортирован, но не подвергся там переработке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулина Д.Р. Таможенный представитель: условия включения организаций в реестр таможенных представителей // Научное Образование. 2019. № 2 (3). С. 45-48.
2. Адам А.А. Теоретические аспекты развития таможенного представителя // Международный научный студенческий журнал. 2019. № 8. С. 18-22.
3. Алексеева Е.И., Петров С.В. Показатели качества таможенных услуг // Методы науки. 2017. № 4. С. 38-39.
4. Алёхина О.В., Ермилов И.С. Анализ качества осуществления таможенных услуг // В сборнике: таможенное дело: направления эффективного развития. Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 113-128.
5. Антонович Я.А. К вопросу об основах управления качеством таможенных услуг // Аллея науки. 2017. Т. 2. № -9. С. 121-124.
6. Березовская Т.В. Развитие взаимодействия таможенного представителя с таможенным органом // Международный научный студенческий журнал. 2019. № 8. С. 54-58.
7. Бойкова М.В., Хатипова З.Ф. Некоторые аспекты оценки качества таможенных услуг // NovaUm.Ru. 2017. № 9. С. 38-42.
8. Бризицкая Е.А., Зиманова М.А. К вопросу о страховании гражданской ответственности таможенного представителя // Студенческий вестник. 2020. № 5-1 (103). С. 87-88.
9. Брикса К.О. Обстоятельства, исключающие гражданско-правовую ответственность таможенных представителей // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2020. № 2 (47). С. 41-45.
10. Вакорина Е.А., Вакорин Д.В. Роль международных стандартов в повышении качества таможенных услуг // В сборнике: Таможенные чтения - 2016. Мировые интеграционные процессы в современной науке. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией профессора С.Н. Гамидуллаева. 2016. С. 31-38.
11. Варицкая З.М., Королева А.С. Особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями // Научный аспект. 2020. Т. 3. № 3. С. 354-359.
12. Варицкая З.М., Королева А.С. Правовая характеристика деятельности таможенных представителей в ЕАЭС // Научный аспект. 2020. Т. 3. № 3. С. 348-354.
13. Вихрова С.В. Совершенствование таможенного декларирования товаров таможенным представителем на основе развития информационно-технического обеспечения // Международный научный студенческий журнал. 2020. № 10. С. 55-59.
14. Войтюк О.В. Таможенный представитель как индикатор развития внешней торговли товарами // Международный научный студенческий журнал. 2018. № 6. С. 116-121.
15. Голосов Д.С. Проблемное поле деятельности института таможенного представителя в условиях функционирования евразийского экономического союза // Международный научный студенческий журнал. 2018. № 6. С. 138-142.
16. Денисова Н.А. Проблемные аспекты деятельности таможенного представителя в Российской Федерации через призму судебной практики // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4. № 1 (13). С. 5-12.
17. Денисова Н.А., Кононов А.А. Международный опыт развития института таможенного представителя // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4. № 1 (13). С. 21-29.
18. Дибиров Ю.С. Законодательные новеллы, закрепляющие правовой статус таможенного представителя // В сборнике: интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 115-118.
19. Дибиров Ю.С. Перспективы и проблемы развития института таможенного представителя // В сборнике: интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 113-115.
20. Дробышевская Л.Н., Радченко Н.Ю. Повышение эффективности системы управления качеством таможенных услуг // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 11-1. С. 143-148.
21. Ермилов И.С. Инновационные информационные технологии в вэд, направленные на повышение качества таможенных услуг // В сборнике: Инновационные процессы в экономике и бизнесе: научный взгляд. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.В. Кузнецовой. 2016. С. 76-82.
22. Ермилов И.С. Повышение качества таможенных услуг // В сборнике: саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 132-134.
23. Земскова И.А., Мамедова Л.Т. Роль качества таможенных услуг в современных условиях // В сборнике: таможенное дело: направления эффективного развития. Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 109-113.
24. Зотов А.С. Направления совершенствования деятельности таможенного представителя, связанной с представлением услуг по таможенному декларированию // Международный научный студенческий журнал. 2017. № 4. С. 126-130.
25. Киреев Д.Н. Современные тенденции и перспективы развития деятельности таможенных представителей в российской федерации // Международный научный студенческий журнал. 2019. № 8. С. 196-201.
26. Кожарин А.А. Резервы качества таможенных услуг и их классификация // В сборнике: Актуальные проблемы таможенного дела: идентификация, классификация и безопасность товаров. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов. Российская таможенная академия; Редакторы: Е.В. Красильникова, Л.В. Кучинская. 2017. С. 72-76.
27. Колобова И.Н., Попов В.В. Анализ мирового опыта по взаимодействию таможенных органов с бизнес-сообществом с целью повышения качества таможенных услуг // NovaUm.Ru. 2017. № 9. С. 35-37.
28. Колобова И.Н., Попов В.В. Управление качеством таможенных услуг // NovaUm.Ru. 2017. № 9. С. 57-58.
29. Кречмер О.А. Мировая практика управления качеством таможенных услуг // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2017. № 7 (66). С. 33-36.
30. Кречмер О.А. Совершенствование деятельности таможенных органов и оценка качества предоставляемых услуг // Вестник Юридического института МИИТ. 2017. № 1 (17). С. 54-58.
31. Криветченко М.С. Направления развития таможенного декларирования в деятельности таможенного представителя // Международный научный студенческий журнал. 2019. № 8. С. 219-223.
32. Кулеш Е.А. Управление качеством таможенных услуг в современных условиях // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 357-360.
33. Куроптев Н.Б. Основные проблемы взаимодействия таможенных представителей с таможенными органами // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4. № 1 (13). С. 72-77.
34. Лешкова С.Г. Управление качеством таможенных услуг // В сборнике: экономические и правовые аспекты развития международной интеграции в современных условиях. материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. Московский областной филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. С. 15-18.
35. Логинова Н.А. Особенности взаимодействия таможенных представителей и участников внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой экономики // В сборнике: интеграция наук - 2020. материалы национальной научно-практической конференции . 2020. С. 558-563.
36. Любичев И.В. Направления совершенствования деятельности таможенного представителя // Международный научный студенческий журнал. 2018. № 6. С. 360-364.
37. Мамедова Л.Т. Роль качества таможенных услуг в экономической безопасности страны // В сборнике: Экономическая безопасность России: вызовы XXI века. Материалы II международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 110-113.
38. Мирошникова М.А. Роль таможенных представителей при совершении таможенных операций // В сборнике: Ресурсам области - эффективное использование. Сборник: материалов XIX Ежегодной научной конференции студентов Технологического университета. 2019. С. 371-377.
39. Митина С.П., Старых С.А. Повышение качества таможенных услуг // В сборнике: Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2016. Сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. С. 227-230.
40. Молчанова Н.П., Антонов А.Ю. Управление экономическими структурами в регионе: эффективность и качество таможенных услуг // В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Ответственный редактор В.И. Герасимов. Москва, 2017. С. 949-953.
41. Новикова А.И. Повышение качества таможенных услуг как фактор обеспечения экономической безопасности // В сборнике: Экономическая безопасность России: вызовы XXI века. материалы международной научно-практической конференции. отв. ред. И.А. Сушкова. 2016. С. 515-522.
42. Озерова Е.И. Роль анализа кадрового потенциала таможенных органов РФ в обеспечении качества таможенных услуг // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 115-1. С. 172-174.
43. Петрова М.А. Методы оценки качества комплекса таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами // NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 66-71.
44. Петрова М.А. Оценка качества комплекса таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами российской федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 32.
45. Повышение качества таможенных услуг на основе совершенствования уплаты и возврата таможенных платежей / Кащеев В.В., Игнатьева И.А., Ермилов И.С. // В сборнике: таможенное дело: направления эффективного развития. Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 147-151.
46. Порошин Ю.Б., Мамедова Л.Т. Оценка качества таможенных услуг в условиях автоматизации таможенных процессов // В сборнике: таможенное дело: направления эффективного развития. Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 128-138.
47. Синельников Б.А. Оценка влияния инновационных технологий на деятельность таможенного представителя по оказанию услуг участникам ВЭД // В сборнике: Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого развития. Сборник научных статей по результатам IV Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития. 2019. С. 262-265.
48. Смолякова Т.А. Качество таможенных услуг: понятие и способы повышения // В сборнике: Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Тактаровой, С.А. Агамагомедовой. 2018. С. 171-175.
49. Сопина Л.К. Совершенствование процесса оценки структуры государственных таможенных услуг как инструмент повышения качества их оказания // Молодой ученый. 2016. № 28 (132). С. 548-551.
50. Стадников А.И., Тимофеева Е.Ю. Вопросы формирования и моделирования системы управления качеством предоставления государственных услуг в таможенных органах ЕАЭС // В сборнике: Таможенное администрирование в Евразийском экономическом союзе. сборник статей. Санкт-Петербург, 2017. С. 70-77.
51. Услуги таможенных представителей: проблемы оказания и пути повышения качества / Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 3. С. 171-176.
52. Хатипова З.Ф. Показатели качества таможенных услуг в современных условиях // В сборнике: Вопросы науки и практики - 2017. сборник статей международной научной конференции. 2017. С. 150-154.
53. Хрящев В.В. Повышение качества государственных таможенных услуг на основе развития трудового потенциала должностных лиц таможенных органов // В сборнике: инновационное управление персоналом. Материалы VIII Всероссийского межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова. Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». 2017. С. 229-231.
54. Чечулин Ю.О. Содержание и основные направления развития организационно-экономического механизма повышения качества таможенных услуг // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 398-400.
55. Чибисова А.В. Становление и развитие института таможенного представителя российской федерации и ЕАЭС // В сборнике: Ресурсам области - эффективное использование. Сборник: материалов XIX Ежегодной научной конференции студентов Технологического университета. 2019. С. 455-462.
56. Шаблинова М.В. Анализ деятельности таможенного представителя в россии // В сборнике: Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. под ред. С. В. Тактаровой, С. А. Агамагомедовой. 2020. С. 270-276.